Блог адвоката. Автор Филатов И.Н.
Как работать с юристами
Работая с клиентами, постоянно сталкиваюсь с мыслью о том, что люди неправильно строят свою работу с юристами и адвокатами. Это проявляется по-разному, например, кто-то не знает, как правильно выбирать представителя, кто-то, поручив, дело забывает на нем, оставив без контроля ситуацию и получает негативный опыт.
Тема конечно очень обширная и, по-моему, состоит из нескольких, вопросов: первый, как правильно выбирать юриста, второй – как правильно выстроить работу с юристом.
Как правильно работать с юристом, каждый решает сам. Конечно можно полностью довериться этому человеку, однако лучше вникать в ситуацию, даже если Вы полностью доверяете своему представителю.
Для начала хотелось бы отметить ряд важных тезисов, которые нужно учитывать.
Во-первых, ваше мнение, что нанятый юрист – профессионал может быть ошибочным. Хороший юрист – профессионал, и человек который таковым, кажется – разные вещи.
Некоторые «коллеги» обладают даром убедить в чем угодно, особенно, если Вы с ними не работали. Однако, нужно понимать, что профессионализм, ответственность и эффективность юриста – проверяются только временем и результатами.
Многие осознают это подсознательно, именно поэтому в юридическом бизнесе так важна репутация и так называемое «сарафанное радио», которые являются лучшей и самой эффективной рекламой для юриста, а также гарантией качества его работы.
Вторая гарантия качества юридических услуг – работа с серьезными компаниями. Во-первых, любая уважающая компания контролирует качество и строго спрашивает со своих специалистов за результат, во-вторых, крупные компании, как правило, предлагают услуги специализированных юристов.
Лично мое мнение, что время «частников» почти прошло. Законодательство настолько усложнилось, что для обычного человека уже невозможно быть квалифицированным даже в четверти существующих отраслей. Минимально возможное деление по направлениям работы – защита по уголовным делам, юридические услуги для граждан (так называемые гражданские дела), юр услуги для юр лиц и арбитраж.
Если остановиться подробнее, то меня уже не убедить, что юрист может быть хорош одновременно в уголовном и гражданском праве, одновременно успешно защищать в уголовном процессе и блистать в арбитражном суде.
Осознав это давно, я сделал основной упор на защиту в сфере уголовного права, и большинство юристов, которых я искренне уважаю, рано или поздно делали такой выбор. Рынок российских юридических услуг только пошел по этому пути, однако запад уже давно сделал соответствующий выбор.
Возможность разделить практики, направления и специализации возможно только в крупной компании. Например, в нашей мы выделяем 3-4 основных направления и более 8 отраслей, по которым работают отдельные специалисты.
Второй важный тезис — долгое ожидание конкретных результатов работы нанятого юриста – предполагают тщательный аудит его деятельности.
Нередко сталкивались с клиентами, которые безропотно по 6-12 месяцев ждали начала действий или результатов от своих юристов. А потом выясняли, что те просто ничего не делали.
Тревожный сигнал, в работе юриста – длительный период бездействия. При всей неторопливости нашего правосудия, наверное, более 90% судебных дел завершаются в 5-7 месяцев с конкретным результатом при нормальной работе юриста. Если прошло времени больше стоит внимательно присмотреться к работе юриста.
Лучше всего просто взять документы и пойти в другую компанию, за консультацией. Не обязательно об этом рассказывать, но мнение третьего лица никогда не будет лишним, особенно в сфере юридических споров. Как говориться, «два юриста – три мнения»
Третий и самый важный тезис! Юрист, даже хороший, – тоже человек. Он может ошибиться, забыть и пропустить. Конечно профессионалы – этого не допускают, но кто может быть уверен, что работает с профессионалом, смотрите тезис №1.
Рекомендация. Работая с юристом, не стоит полностью доверяться ему, особенно если дело является важным для Вас. Несколько простых действий подстрахуют Вас:
- хотя бы ежемесячно, но обязательно, перед каждым судебным заседанием и после если Вы там не участвуете – встречаться с юристом.
- обязательно читать документы, которые направляются в Ваших интересах (обязательно изучить исковые заявления, жалобы и отзывы). Если документ Вам не понятен, попросите его объяснить.
- не бойтесь спрашивать, высказывать сомнения и предъявлять претензии. Это нормально, лучше прямо сказать, что не нравится в работе специалиста. Если в ответ слышна лишь агрессия, стоит хорошо задуматься о смене юриста. Профессионал же легко объяснит причины своего поведения либо учет негатив, но никогда не допустит проявлений любой агрессии в отношении клиента.
- Если в деле существуют пресекающиеся сроки (обычно – сроки обжалования, исковые сроки и сроки давности) лично контролируйте их.
Подводя итог, всему вышесказанному, нанимая юриста нужно понимать, что выбор специалиста и его контроль остаются обязанностями и прерогативой клиента.
Но теперь отдельно нужно остановиться и на выборе юриста.
статья подготовлена для ЮК Филатов и партнеры
запись на консультацию 200-36-03