адвокат челябинск

 (351) 200-36-03

 г.Челябинск, пр.Ленина, 26Г

оценка яндекса

Блог для физических лиц призван юридически грамотно ответить на самые насущные вопросы граждан в сфере права. Каждый совет создается штатным юристом компании и отвечает актуальным нормам российского законодательства. Если у Вас есть вопросы правового характера, на которые еще нет ответа в нашем юридическом блоге, Вы можете его прислать на электронный ящик: info@kfil.ru и мы постараемся в самое ближайшее время ответить на него в данном разделе.

   Если у Вас есть вопросы правового характера, на которые еще нет ответа в нашем юридическом блоге,

    Вы можете его прислать на электронный ящик: info@kfil.ru и мы постараемся в самое ближайшее время ответить на него в данном разделе.

Платить или нет за капитальный ремонт

На сегодняшний день очень актуальным вопросом является внесение взносов за капитальный ремонт. “Платить или не платить?” – задумываются собственники.

Связано это в первую очередь с тем, что люди не до конца понимают природу данных платежей, их назначение и адресата. На просторах Интернета можно обнаружить множество советов, как не платить взносы, с приложением образцов заявлений а адрес Регионального оператора, Администрации и тд. Также определенные разногласия возникают и у юристов: “Какова природа обязанности граждан по уплате платежей за капитальный ремонт? Если собственник не заключал договора с региональным оператором, не принимал публичную оферту (высылаемую на обратной стороне квитанции), то почему у него возникает обязанность по уплате и копятся долги?”. Попытаемся разобраться в природе данного вопроса с правовой точки зрения. Для начала обратимся к нормативному регулированию вопроса.

В силу ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с ч. 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора

Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Постановлением Правительства Челябинской области от 09.12.2013 № 511-П создана специализированная некоммерческая организация – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы была утверждена Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 № 196-п.

1188645311Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

По спорному вопросу неуплаты взносов начала формироваться и судебная практика. В апелляционном определении Иркутского областного суда от 19.05.2015 по делу N 33-4156/15 судом дается пояснение по вопросу заключения/незаключения договора собственником с региональным оператором:

“С собственником помещений многоквартирного дома договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в индивидуальном порядке не заключался, так как в силу закона стороной такого договора является не конкретное лицо, а собственники помещений одного дома.

Поскольку собственники многоквартирного дома, в котором находится квартира М.В., не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в установленный законом срок (ст. ст. 170, 181 ЖК РФ), орган местного самоуправления правомерно включила данный дом в реестр многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, которым является ответчик. Направив истцу проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ответчик таким способом выполнил обязанность, возложенную на него п. 3 ст. 181 ЖК РФ.

Заключение данного договора для собственников многоквартирного дома является обязательным (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). Учитывая, что протокол разногласий, либо отказ от акцепта от стороны, получившей проект договора (т.е. собственников, обладающих более, чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме), ответчику не поступил, договор считается заключенным на условиях оферты”.

В Апелляционном определении Липецкого областного суда от 10.06.2015 по делу N 33-1488/2015 отмечается: “Доводы заявителей о том, что ими самостоятельно выполняются все необходимые работы по содержанию и ремонту общего имущества, в силу закона не освобождают их от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Как правильно указал суд, данные доводы не основаны на законе, поскольку в силу статей 158 и 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещения многоквартирного дома обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта<…> При этом ссылка заявителей на то, что с собственниками вышеуказанного многоквартирного жилого дома не заключались договоры о перечислении денежных средств на счет Фонда, правового значения не имеет”.

Таким образом, резюмирую нормативное регулирование и складывающуюся судебную практику, можно сделать вывод, что на вопрос “Платить или не платить?” можно ответить только однозначно.

Запись на консультацию по тел.: (351) 200-36-03.
Адрес: г. Челябинск, пр. Ленина, 26 Г

Успешная практика
ЮК Филатов и партнеры
по делам клиентов