(351) 200-36-03

адвокат челябинск

оценка яндекса

   пр. Ленина, 26 Г   ул. Университетская Набережная, 103

Блог для физических лиц призван юридически грамотно ответить на самые насущные вопросы граждан в сфере права. Каждый совет создается штатным юристом компании и отвечает актуальным нормам российского законодательства. Если у Вас есть вопросы правового характера, на которые еще нет ответа в нашем юридическом блоге, Вы можете его прислать на электронный ящик: info@kfil.ru и мы постараемся в самое ближайшее время ответить на него в данном разделе.

   Если у Вас есть вопросы правового характера, на которые еще нет ответа в нашем юридическом блоге,

    Вы можете его прислать на электронный ящик: info@kfil.ru и мы постараемся в самое ближайшее время ответить на него в данном разделе.

Здоровье за деньги

Здоровье – это одна из основных ценностей каждого человека. Государство гарантирует нам, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции РФ). Полис обязательного медицинского страхования дает право гражданам получать такую помощь.

Для того чтобы гражданин мог воспользоваться бесплатной медицинской помощью (операции, обследования и т.д.) он должен встать в очередь и ждать недели или месяцы долгожданного события. Однако если вы не хотите ждать, вы можете воспользоваться платными медицинскими услугами и в данном случае, ваш номер будет всегда первым. Медицинские учреждения могут оказывать медицинские услуги на коммерческой основе, в таком случае, учреждение должно наглядно предоставить перечень таких услуг и их стоимость.

Но что меняется по мимо скорости оказания услуги при ее оплате? Меняется ли качество оказания такой услуги?

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определяет приоритет интересов пациента при оказании юридической помощи, качество медицинской помощи и, конечно же, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Отметим также, что Конституция РФ говорит, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Исходя из этого, делаем вывод, что качество услуги не должно меняться в зависимости от того платная она или нет.

Но как тогда возникают ситуации, когда пациент, приходя к врачу, опасается за его квалификацию и за обоснованность его действий.

В этом случае, конечно же, ответственность врач перекладывает на самого пациента, якобы «у вас голова же есть, думайте сами», «вы свои болячки лучше знаете», «попейте ромашку и все пройдет» и много других не менее интересных вариантов можно услышать от врачей. Доверие к бесплатной медицине пропадает и «вся надежда на платное лечение».

Воодушевленный «больной» приходит с надеждой к платному врачу и тот, конечно же, находит у него заболевания и порой даже редкое. Внимание врача к пациенту, проведение полного обследования и много других факторов, дает пациенту право считать, что он попал в надежные руки и его проблемы со здоровьем будут решены, но, к большому сожалению это не всегда так.

Пациент И.И. обратилась в медицинское учреждение за направлением на операцию в коленном суставе (боли в суставе, малоподвижность/не подвижность сустава, разрушение сустава). Примерные сроки назначения операции по ОМС были оговорены врачом и составляли более 7 месяцев с момента обращения и через 2 недели на коммерческой основе. Так как боли в суставе усиливались, И.И. решила воспользоваться вторым вариантом. При подписании договора об оказании платных медицинских услуг врач уверил женщину, что операция рядовая, пройдет успешно, противопоказаний нет, «будет летать». Возраст женщины и ее вес в расчет не взяли.

Операция по замене сустава прошла, со слов врача, успешно. Во время восстановления и наблюдения, пациентка находилась в мед. учреждении проводившем операционное вмешательство. Наблюдения за состоянием пациентки не проводилось, обслуживающий персонал заходил к пациентке не более 2 раз в день (при условии, что она не ходит).

Итог операции – сустав не прижился, произошло смещение мениска, год женщина не ходит, необходима повторная операция. Врач, проводивший операцию, вспомнил о возрасте пациента и ее весовых параметрах, указав, что сами должны были думать и понимать риски.

И.И. обратилась к нам за представлением ее интересов. Дело передано в суд.

Гражданское законодательство квалифицирует медицинскую деятельность как услуги населению. Учреждение здравоохранения оказывает эти услуги не бесплатно. И не важно, что плата идет не непосредственно от пациентов, а от органов медицинского страхования и бюджетов разных уровней. Из всего этого следует, что любая медицинская деятельность независимо от платности или бесплатности для самого пациента должна регулироваться Законом РФ «О защите прав потребителей» и соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ. Гражданин должен получить медицинскую услугу — качественную, эффективную, безопасную, для чего всю жизнь платит за «бесплатное» здравоохранение.

На что следует всем пациентам обращать внимание:

  1. Ознакомьтесь с перечнем услуг предоставляемых таким учреждением и их стоимостью
  2. Уточните лицензии, сертификаты и квалификацию рабочего персонала
  3. Выслушав все рекомендации и направления врача, вы должны быть, уверены, что вы нуждаетесь в данной услуге (нет противопоказаний)
  4. Ознакомьтесь с правилами оказания интересующих вас медицинских услуг, сроках и порядке исполнения.
  5. Если вы обратились в коммерческое медицинское учреждение или получаете платную услугу в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения – заключение письменного договора обязательно.

Если вы остались не довольны качеством, сроками и порядком оказания медицинской услуги не спешите обращаться в суд. Для начала обратитесь на консультацию к юристу, практикующему в данной области.

Успешная практика
ЮК Филатов и партнеры
по делам клиентов