БЛОГ АДВОКАТА
Не мытьем так катаньем или внимание, покупатель-однодневка!
20 июля 2015 Известия рассказали, как налоговикам удалось доказать «теневые продажи». Как известно, в нашем предпринимательском сообществе существует два топ-способа так называемой «оптимизации налогообложения»: Первый – покупка через фирму-однодневку, что уменьшает налогооблагаемую прибыль и увеличивает вычеты по НДС. Живет, как вы понимаете, такая «бабочка-поставщик» года три, не больше.
Второй распространенный способ: продавать такой «бабочке» товар с минимальной наценкой, а уже она продает по нормальной цене, аккумулируя на себе и прибыль и НДС, которые уплачиваются лишь частично. Понятно, что эта фирма-покупатель тоже не долгожитель. Избрав для себя способ заходить «с тыла», налоговая всегда стучалась к тем, кто у этих «бабочек» купил, уменьшив тем самым налоги к уплате. Именно этот способ стал основой для правоприменительной концепции должной осмотрительности. Идея закладывалась верная: отучить работать с однодневками. Не будет спроса – не будет предложения. Такой способ, позволял взыскать неуплаченное, при любом из двух используемых способов оптимизации, при этом вклинившись в цепочку контрагентов один раз!
Сейчас создан прецедент: в цепочке «фирма А (поставщик алкогольной продукции) – однодневка – фирма Б (торговая сеть)» наказали фирму доказав «теневую реализацию». Эксперты рукоплещут креативности налоговых органов, но меня смущает один факт: а если сейчас с проверкой придут к фирме Б?.. и применят концепцию необоснованной налоговой выгоды традиционно излюбленным способом через должную осмотрительность… разве это не будет повышение собираемости налогов в бюджет ровно в 2 раза?!